Учёба,  Экономика предприятия

Амортизация

Амортизация — постепенный перенос стоимости основных средств производства на себестоимость продукции (по мере их материального износа или морального устаревания).

Суть амортизации в том, что организация благодаря амортизационным отчислениям постепенно возмещает стоимость объекта. Процесс может выглядеть следующим образом:

  • организация что-то приобретает (недвижимость, автомобиль, профессиональную технику);
  • далее фиксируется полная стоимость покупки;
  • определяется наценка на товар или услугу, которые производит организация;
  • производятся регулярные отчисления.

В налоговом учете есть два способа начисления амортизации, а в бухгалтерском учете их три.

В налоговом учете:

  1. Линейный.
  2. Нелинейный.

В бухгалтерском учете:

  1. Линейный.
  2. Способ уменьшаемого остатка.
  3. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции и его разновидности. Например, для транспорта — пропорционально пробегу.

Линейный метод начисления амортизации. Для расчета нужно знать срок полезного использования и первоначальную стоимость. В первоначальную стоимость входит цена приобретения, стоимость доставки, установки и наладки и любые другие расходы, которые нужны для начала полноценной работы.

Что важно запомнить

  1. Амортизация — это процесс, при котором стоимость основных средств и нематериальных активов постепенно включают в себестоимость товара, работы или услуги.
  2. Амортизируются основные средства и нематериальные активы со сроком полезного использования больше одного года.
  3. Водные ресурсы, земельные участки и недра не амортизируются.
  4. В налоговом учете амортизируют основные средства стоимостью больше 100 000 ₽. В бухгалтерском учете с 2022 года компании будут устанавливать лимит по первоначальной стоимости основных средств сами. Чтобы избежать разницы, установите в бухучете те же 100 000 ₽.
  5. Амортизацию начисляют ежемесячно с первого числа месяца, следующего за вводом актива в эксплуатацию, прекращают — с первого числа месяца, следующего за выбытием.
  6. В налоговом учете есть два способа расчета амортизации, а в бухгалтерском — три. Самый простой — линейный. Его можно использовать в обоих видах учета.