Технологии биометрии масштабно развиваются по всему миру, и Россия не исключение. По разным оценкам, последние четыре года российский рынок биометрических технологий рос на 20–30% ежегодно.
К 2022 году существенный вклад в развитие биометрических технологий внесли вендоры и крупные технологические компании. Отмечая перспективность этого направления, участники рынка разрабатывали решения как для собственного использования, так и для внешних клиентов. Биометрия успешно развивалась в банковском секторе, фитнес-индустрии, телекоме.
При этом широкое распространение в России получила технология распознавания лица, в то время как в мире более популярными стали решения на основе сканирования отпечатков пальцев.

Использование технологии в разных сферах услуг стимулируется регуляторными изменениями: в прошлом декабре президент подписал федеральный закон № 572-ФЗ, который, по сути, сформировал прозрачные правила игры для организаций, желающих работать с биометрией. Сохранность биометрических данных теперь обеспечивает государство, сконцентрировав их в Единой биометрической системе (ГИС ЕБС), созданной по национальному проекту «Цифровая экономика».
Векторы — математически обработанные данные. Это числовой код, который не содержит непосредственно фото или голоса, но позволяет бесшовно оказывать услуги клиентам. Чтобы проводить распознавание на основе векторов, хранить их и обрабатывать, компания может пройти государственную аккредитацию, выполнив требования этой процедуры. Так она становится посредником между оператором Единой биометрической системы и другими компаниями, имея возможность зарабатывать на таких услугах.
Появление аккредитованных организаций, по сути, формирует новый рынок и создает дополнительную нишу для бизнеса
Выгоды от внедрения биометрии бизнес может ощутить в разных аспектах работы — от сокращения финансовых издержек до минимизации очередей и повышения удовлетворенности обслуживанием. Технологии распознавания помогают снизить операционные затраты на офисы, бумажный документооборот и существенно сократить время обслуживания клиента.
Например, использование биометрии позволяет компании дистанционно привлекать новых клиентов с подтвержденными персональными данными. Таким образом, многие банковские услуги можно оказывать полностью дистанционно. Это значит, что и крупные банки с широкой сетью отделений, и небольшие региональные попадают в равные условия в борьбе за новых клиентов.
Помимо удаленной идентификации при оказании услуг биометрию можно применять для подтверждения личности уже существующих клиентов.
Сервис позволяет узнавать клиентов по лицу или голосу в любых каналах обслуживания, например в отделениях банков, банкоматах, при входе в приложения и на сайты, подтверждении самых разных операций. Заранее узнав клиента, можно подготовиться к обслуживанию и сформировать персональное предложение. Биометрия позволяет отказаться от привычных и довольно затратных способов проверки личности в дистанционных каналах — СМС или телефонных звонков операторов.
