Тайваньский бренд стал лидером на российском рынке
По итогам 11 месяцев продаж ноутбуков лидером в России стал тайванский MSI, обогнав Asus и Huawei, рассказали “Ъ” ритейлеры и дистрибуторы. По словам участников рынка, общий объем реализованных устройств вышел на уровень 2021 года, составив 2,9 млн проданных ноутбуков. Эксперты отмечают, что драйвером спроса на MSI могло послужить снижение цен и сохранение «маркетинговой активности», а в 2024 году основная борьба за лидерство рынка развернется между этим брендом и Huawei.Развернуть на весь экран
Фото: Антон Новодерёжкин, Коммерсантъ
В «М.Видео-Эльдорадо» рассказали “Ъ”, что за январь—ноябрь в РФ продано 2,9 млн ноутбуков, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2022 года, и «сопоставимо» с результатом 2021 года. В деньгах продажи выросли на 10%, до 180 млрд руб. Информация других участников рынка подтверждает эти данные.
Так, по оценке бизнес-аналитика IT-холдинга Fplus Артура Махлаюка, в 2023 году за 11 месяцев было продано ноутбуков на 178,6 млрд руб. общим объемом 2,9 млн устройств.
По данным МТС, в январе—октябре в России продано 2,8 млн ноутбуков на общую сумму 170 млрд руб. В операторе отмечают, что средняя цена за год сократилась на 4%, до 59 тыс. руб.
«В этом году расширился ландшафт представленных брендов и скорректировался топ наиболее популярных производителей — в лидерах MSI, Asus, Huawei, годом ранее были HP, Lenovo и Asus»,— говорят в «М.Видео-Эльдорадо», добавляя, что доля китайских брендов в штучных продажах достигла 40%.
Господин Махлаюк подтверждает, что первое место по продажам занял MSI с 20,4% рынка в деньгах и 17,5% в штуках. Следом идет Asus с долей 14,9% в деньгах и 14,2% в штуках, на третьем месте Huawei с 13,7% и 14,1% соответственно. Доля Apple упала за год с 10% до 6,4% в деньгах, в количественном выражении американский вендор не попал в пятерку самых продаваемых ноутбуков.
Директор единого департамента закупок Merlion и «Ситилинк» Олег Фоменко подтверждает, что список топ-брендов по объему продаж за 11 месяцев «серьезно изменился».
По его оценке, с точки зрения динамики год к году наибольший прирост по объему продаж (159%) произошел у новичка топа — бренда Chuwi. На второй строчке по росту продаж в штуках оказались MSI (увеличение на 150%) и Digma (на 113%).
После начала военных действий на Украине ряд иностранных производителей ноутбуков заморозили официальные поставки в РФ, в их числе Asus, Apple, HP и другие. В целом к концу 2022 года продажи ноутбуков упали на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (см. “Ъ” от 3 ноября 2022 года).
Как на рынке ноутбуков росла доля китайских брендов
«Лидеры поменялись потому, что многие бренды покинули рынок и на их место пришли новые китайские вендоры, а те компании, которые остались, укрепили свои позиции»,— отмечает господин Махлаюк. Причиной укрепления позиций MSI могло стать и снижение цен. В начале года ритейлеры и поставщики электроники рассказывали, что на российских складах зависли около 1 млн ноутбуков, из-за чего цены на устройства начали падать (см. “Ъ” от 13 февраля). Собеседник “Ъ” среди иностранных производителей ноутбуков считает важным фактором то, что MSI «продолжает маркетинговую активность в стране».
По прогнозу господина Махлаюка, в следующем году рынок ноутбуков вырастет еще на 3–5% в штуках. В «Ситилинк» в 2024 году ожидают общие продажи ноутбуков в РФ на уровне 3,6 млн шт.
Доля китайских брендов, уточняет господин Махлаюк, продолжит расти, так как они дешевле ушедших аналогов и не уступают по технологической части. «Кроме того, будет увеличиваться доля российских брендов, которые поборются с азиатами в нижнем и среднем ценовом сегменте»,— добавляет аналитик. Источник “Ъ” среди производителей полагает, что MSI и Huawei в 2024 году останутся в первой тройке продаж, тогда как «у новых вендоров нет такой узнаваемости».
Тимофей Корнев