Экономика предприятия

Себестоимость

Себестоимость — важный показатель для бизнеса. С ее помощью можно оценить рентабельность компании, определить ценовую политику и понять, где что-то работает неэффективно.

Что включают в себестоимость.

При расчете себестоимости можно учитывать только прямые затраты или прямые и косвенные.

Прямые затраты

Прямые затраты

Все, что бизнес расходует, когда производит изделие, перепродает товар, оказывает услугу или выполняет работы. К примеру, швея создает свадебные платья на заказ. В стоимости одного изделия она учитывает ткань, бусины, нитки, электричество — она тратит его, чтобы сшить платье, и так далее. А для продавца товаров из Китая прямыми затратами станут деньги, потраченные на закупку товара, его доставку и продажу на маркетплейсе. Чтобы не запутаться, важно помнить: прямые затраты — это все, что бизнес потратил непосредственно на производство своего продукта.

Косвенные затраты

Расходы, которые не идут напрямую на производство продукта, но участвуют в «жизнедеятельности» бизнеса. Например, для швеи это может быть упаковка для платьев, траты на доставку, налоги ИП. А для продавца товаров из Китая — реклама в социальных сетях, хранение на складе и другие.

Себестоимость с учетом косвенных затрат всегда выше, чем только с прямыми. Об этом нужно помнить при расчетах и оценке бизнеса. Прямые и косвенные затраты каждый производитель определяет для себя самостоятельно.

Как посчитать себестоимость

В подсчете учитывают прямые и косвенные затраты. По этой формуле суммируют:

  1. Материалы и сырье — например, ткани, нитки, бусины.
  2. Потраченные в производстве полуфабрикаты — например, затраты на упаковку: коробки, ленты и т. д.
  3. Расходы на электроэнергию и топливо — например, за электричество швея заплатила 700 ₽ в декабре.
  4. Зарплата персонала — если швея откроет свой шоурум, то она будет оплачивать работу продавца.
  5. Зарплата административно-управленческого персонала — в шоуруме обязательно будут работать кассир, уборщик и, к примеру, курьер.
  6. Амортизация техники — швейные машинки с каждым месяцем использования теряют в цене, это также можно заложить в себестоимость.
  7. Страховые взносы на сотрудников при выплате заработной платы.
  8. Прочие производственные расходы — например, если нужно будет сертифицировать продукцию.
  9. Сбытовые расходы — например, продвижение в социальных сетях, реклама у видеоблогеров.
  10. Транспортные расходы — например, швея самостоятельно привозит платье своей клиентке на такси или тратит деньги на бензин для своей машины.
  11. Прочие сбытовые расходы.

Как снизить себестоимость

Снизить производственные затраты

Найти нового поставщика ткани, а для этого промониторить рыночные цены. Может быть, появился новый поставщик, который предлагает более приятную цену. Кроме того, можно рассмотреть варианты более «хитрых» закупок: найти поставщика, например, из Китая — его цена может быть совсем низкой и выгодной даже с учетом логистики.

Расширить ассортимент

Добавить новые позиции, которые будут проще в производстве, но на которых также можно заработать. Например, начать шить короткие и минималистичные платья только для тех, кто планирует просто расписаться в загсе

Увеличить объемы производства

Пример: если у швеи есть статус ИП, она может нанять помощницу. В этом случае может быть выгоднее делиться выручкой, но при этом шить больше платьев.

Автоматизировать часть работы

Завести CRM, где будут учитываться все заказы, чтобы уменьшить количество времени на самостоятельное ведение дел

Что важно запомнить

Себестоимость

Все расходы на производство товара или услуги. Она помогает понять, прибыльна ли компания и эффективно ли работает производство.

Небольшое производство может рассчитывать себестоимость с помощью упрощенных формул

Бизнесу, у которого много переменных — сотрудники, филиалы, разная продукция и так далее, — лучше передать все подсчеты бухгалтеру.

Себестоимость может быть сокращенной

Себестоимость может быть сокращенной, когда считают расходы на создание товара, и полной — когда учитывают и косвенные затраты: рекламу, упаковку, налоги. Любому бизнесу стоит рассчитать полную себестоимость: в этом случае картина более наглядная, чем при подсчете сокращенной.

Полная себестоимость может оказаться значительно выше сокращенной

Это стоит учитывать отраслям, где наценка обычно невысокая, иначе бизнес может уйти в минус.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *